Воспитание нобелевских лауреатов начинается в школах

http://www.tass-ural.ru/reviewer/vospitanie_nobelevskikh_laureatov_nachi...
Нобелевские лауреаты по физике 2010 года — Андрей Гейм и Константин Новоселов — четко определили причину своего успеха: в первую очередь, это хорошее образование. "То образование, которое они получили в Московском физико-техническом институте, не имеет равных. Даже Гарвардский университет не дает такого", - академик, лауреат Ленинской и Демидовской премий, член президиума РАН Николай Добрецов.
Но воспитание будущих нобелевских лауреатов начинается не в вузах, а в школах. И здесь есть о чем поговорить. Кстати, остроту этого вопроса сейчас чувствуют не только в России. Недавно журнал Scientific American посвятил образованию несколько публикаций в последних номерах. В них говорится, что и в Америке школьники все меньше поступают на технические специальности, в большинстве своем они хотят стать юристами и менеджерами. Если так будет и дальше, то инновационное развитие страны останется на словах, бьют тревогу американские ученые. Согласитесь, проблема, в общем, формулируется не менее резко, чем у нас. При этом власти, что за океаном, что в России, не всегда понимают ее глубину. Журнал пишет, что если в США все будет оставаться как сейчас, сфера образования в этой стране будет в еще более худшем положении, чем в России. То есть — если когда-то СССР приводили как образец передового школьного образования, сегодня приводят как пример наихудшего
.
Один из главных камней преткновения, с моей точки зрения, — это система ЕГЭ. Очень многие научные предметы, например, физику или химию, школьнику сегодня незачем хорошо изучать, потому что их нет в обязательном списке ЕГЭ. А ведь сейчас народ очень практичный, даже школьники. У них задача — сдать ЕГЭ и поступить в вуз. А если предмета в ЕГЭ нет, то зачем его изучать? Далее. Раньше была система олимпиад. Сейчас их сделали инструментом ЕГЭ — ты получаешь дополнительные баллы, если победишь… Все это меняет смысл образования — оно сводится к суете, зарабатыванию баллов. Меж тем одна из главных задач образования — привить школьникам любопытство. Знаете, все открытия начинаются с любопытства. Человек с удивлением смотрит на капли росы, необычный закат, полет птицы, а затем уже думает, чем все это объяснить. Если нет этого любопытства, а в голове одни баллы, никаких открытий не произойдет.

Многое зависит и от педагога. Во время проведения олимпиад необходимо выявлять школы, где занятия ведутся на высоком уровне, и где больше всего победителей. Таких ребят нужно брать на заметку, а главное, брать на заметку их учителей, и с ними работать. Такая работа ведется в Иркутске, Новосибирске. В Екатеринбурге лауреаты Демидовских премий читают лекции для педагогов. Но эта деятельность должна быть системной. Необходимо воспитывать лучших учителей, у которых, в свою очередь, воспитываются талантливые дети.

Как в школьном, так и в высшем образовании, унаследованном нами из СССР, есть достойные традиции. Если мы сохраним и разовьем их, то в России обязательно появятся новые нобелевские лауреаты.