7 демотиваторов защиты

 http://www.science-community.org/ru/node/70754
Submitted by Евгения Комиссарова on Ср, 01/22/2014 - 21:57
 

Недавно задумалась над тем фактом, что далеко не все самые перспективные студенты (каковыми их определяют на момент поступления в аспирантуру) защищаются вовремя. И наоборот, те, на кого изначально «ставки невысоки» довольно часто готовят текст диссертации вовремя.
Степень новизны и качество этого текста – вопрос отдельный, но с формальной точки зрения эти люди, как правило, выполняют свои обязательства перед университетом.
Именно поэтому пришла в голову мысль составить top-list факторов, отвлекающих аспиранта от его непосредственной обязанности – написания диссертации.
 
1.    Сложности адаптации или проблемы вхождения во «взрослую жизнь»
Аспирантура нацелена на сомообразование человека, соответственно, недавний студент в первое время ощущает очень резкий контраст в загруженности, между вчерашним – «ты должен приготовить доклады на два семинара, реферат и эссе, и все к завтрашнему дню» и аспирантским расписанием, которое обычно предполагает 2-3 занятия в неделю. Ощутима и разница – пять экзаменов на сессию или 3 кандминимума за три года. В данной ситуации большое значение имеет самодисциплина аспиранта, его уменее вовремя «взяться за голову».
Причем, под этой метафорой имеется ввиду именно написание диссертации. Почему на этом акцентирую внимание? Да потому, что многие мои знакомые в период такого «безвременья» открыли в себе много талантов и увлеклись изучением иностранных языков, игрой на гитаре, живописью и даже оригами. О трудоустройстве аспирантов следует говорить отдельно.
 
2. Отдаленность сроков формального контроля
Первая отчетность аспиранта на кафедре предусмотрена через полгода, да и для нее необходимо всего-ничего: одна статья. Вот и думает аспирант-неофит: полгода – срок большой, а статью можно сделать и из материалов диплома (если темы диплома и диссертации сопряжены), вобщем – прорвемся… Такая позиция в корне неправильна, но загвоздка в том, что это ты понимаешь по прошествии 2,5-3 лет, когда от тебя настойчиво требуют текст диссертации. А на первом году большинство настроено «прорываться».
 
3. Трудоустройство
Аспирантская стипендия позволяет кое-как сводить концы с концами одному человеку, если сильно экономить, не снимать квартиры, не иметь семьи, не ездить на отдых, не дарить подарков близким на Новый год и дни рождения…словом, куча всяких «если».
Но даже, если аспирант настолько самоотвержен, что готов отказаться от всего вышеперечисленного и еще многого, то диссертация требует проведения экспериментов (у «технарей»), поездок в архивы и библиотеки (у «гуманитариев»). Все это вещи дорогостоящие, поэтому большинство аспирантов вынуждено работать, или, как минимум подрабатывать. В таких случаях часто работа затягивает, если сначала она рассматривается как средство для достижения цели – защиты, то со временем цель и средство могут поменяться местами.
Дополнительно мотивируут молодых ученых трудоустраиваться, как ни страннно, встречи выпускников. Твои однокурсники спустя год «поисков себя» на рынке труда остановились на стабильном месте «менеджера по чему-то там». Они сняли квартиру на окраине, каждые выходные ходят в боулинг, хвастают новым смартфоном, а некоторые уже настолько влились в «нижний средний класс», что съездили на 10 дней в Турцию. А чем можешь похвастать ты? Тремя ВАКовскими статьями? Почему их не впечатляет? Это небольшое чувство ущербности на фоне других (менее успешных в студенческие годы) стимулирует аспиранта к трудоустройству.
 
4. Семья
Большинство аспирантов связывают себя узами с диссертацией в то время, когда пора бы связать себя семейными узами с любимыми людьми. И вполне вероятно, что эти два процесса «связывания» проходят параллельно. Семья, а тем более, рождение детей – дело ответственное, казалось бы, тут не до диссертации…
Хотя, я встречала точку зрения, что семья и дети наооборот мотивируют поскорей сбросить с себя «бремя защиты», что автоматически повышает социальный статус и материальное благополучие. Молодые мамы (у которых ребенок дошкольного возраста) среди защищающихся – не редкость. Встречалось мне и такое, что молодые женщины, имея мужа и детей, «убегают» в процесс написания диссертации от повседневной рутины. Словом, семья – фактор неоднозначный в вопросах скорости защиты…
 
5. Маргинальность социального статуса
Под «маргинальностью» я имела ввиду переходной характер статуса «аспирант» и его необычность в широких кругах обывателей. Вы спросите меня: в чем необычность? Ну если, вы не входите «в люди» за пределы университета или НИИ, социального дискомформа вы не ощутите. А если все таки кое-где предоставляли свою аспирантскую корочку, то вероятней всего встречались с недоумением окружающих. Я некоторое время подрабатывала на полставки в школе, так вот, мне раз 100 приходилось объяснять администрации, коллегам, детям и их родителям, что я не студентка-заочница, что я не уеду на сессию, что диплом у меня имеется и полноценный. И все равно недоверие ко мне не исчезло до конца срока работы.
Скажите медику из «скорой», что вы аспирант. Или попробуйте купить спиртное со своим удостоверением (моей подруге продавец сказала: «Если хорошо в школе учиться, можно и в 14 лет стать аспирантом») – сразу почувствуете всю горечь социального остракизма. А то, что ты «не знамо кто», мягко говоря, не мотивирует.
 
6. «Туманность» перспектив после защиты
Возможность трудоустроиться на должность, соответствующую научной степени, есть далеко не у всех молодых кандидатов наук. Тут я не открою Америки. В самом начале аспирантуры молодые люди понимают, что «шанс 1 на…», и это тоже ставит вопрос о рациональности защиты как таковой (не просто получения стипендии и аттестации кое-как).
 
7. Отсутствие жестких санкций
Хотя все подписывают с университетом какие-то договора, обязывающие предоставить текст дисссертации к концу срока обучения, всем грозят судом в случае невыполнения соглашения, реально соответствующие структуры в НИИ или университетах редко прибегают к «высшим инстанциям». Тут действует принцип: «Петров, Сидоров не защитились, а стипендию получали, и ничего. И мне ничего не будет».

Вот и получается, что «менее перспективные» изначально аспиранты, которые обучаются за свой счет, имеют несколько преимуществ, перед «казенннокоштными» молодыми учеными. Во-первых, поступление в аспирантуру – это их сознательный выбор, а не «поход за стипендией». Во-вторых, в аспирантуре они, как правило, находятся помимо основной работы, поэтому вопрос дальнейшего трудоустройства, статуса, да и финансов как таковых, стоит не так остро. А уж к моменту вступления на аспирантскую стезю, эти люди нашли баланс в системе семья–работа–наука. Парадокс просто!